Нанотрубки для велосипеда

Нанотрубки для велосипеда

#

В русском языке выражение «изобрести велосипед» долгое время означало по новой придумать то, что уже давно всем известно. Не исключено, что благодаря новосибирским учёным и предпринимателям Михаилу Предтеченскому и Юрию Коропачинскому у выражения появится новый смысловой оттенок. Сибирякам удалось создать не просто новую модель велосипеда, а сверхпрочный гибрид велосипеда, скутера и смартфона!

Предыстория

Юрий Предтеченский занимается в Новосибирском государственном университете изучением нанокомпозитных материалов, возглавляет кафедру. Михаил Предтеченский – выпускник университета. Преподаватель и его бывший ученик объединились и создали инновационную компанию OCSiAl, объявив своей целью внедрение высокоэффективных технологий в промышленность. Деловые партнёры вдохновились историей алюминиевой отрасли. В XIX веке никто толком не знал, как использовать этот сверхлёгкий металл. Поначалу из него делали посуду и нагрудные знаки. Но вот в начале нового XX века взлетел первый самолёт братьев Райт, и у владельцев месторождений бокситов и заводов по их переработке наступил подлинный золотой век - в авиастроении алюминий стал незаменим.     

В поисках материала будущего

Предтеченский с коллегами искал материал, который, будучи невостребованным сегодня, может привести к фантастическому прорыву завтра. Внимание совладельцев OCSiAl привлекли одностенные карбоновые нанотрубки - уникальные по прочности и лёгкости изделия, невостребованные пока мировой индустрией.

Одностенные нанотрубки (single-waved nanotubes или SWNT) хорошо известны производственникам, они испытывались на ведущих мировых автогигантах, в результате чего было оформлено около 8 тысяч патентов в разных странах мира. Но в серийное производство SWNT пока не поступили. При всех великолепных технических характеристиках область применения трубок ограничена. Для использования технологии в ответственных отраслях, например, в строительстве мостов и небоскребов, необходимы длительные лабораторные и натурные испытания.

Уникальные свойства нанотрубок впечатляют. Удельный вес однослойного цилиндра из композитного углерода в три раза меньше стали и примерно равен плотности алюминиевых сплавов. При этом расчётная сопротивляемость SWNT динамическим и статическим нагрузкам в 2500 раз выше дамасской стали!

Как использовать углеродистые нанотрубки?  

Предтеченский и Коропачинский решили «обкатать» технологию, выпуская транспортное средство нового поколения. Они назвали детище смартджет, объединив в названии инновационность, динамику и интеллектуальную начинку новой машины.

Специально под развитие нового бизнеса партнеры купили в США компанию, которая занималась разработками в области SWNT. В создании смартджета приняли участие дизайнеры и инженеры из Германии и Франции.

Новое транспортное средство – легкий, маневренный электроскутер с возможностью движения за счёт мускульной силы и электромотора. Мозг аппарата – четырехъядерный процессор, синхронизированный по каналам 4G с базовым сервером, контролирующим 64 внутренних и внешних параметра умного транспортного средства.

Рама и ходовая часть, выполненные из карбоновых нанотрубок, делает смартджет неубиваемым на любой дороге. Эксперты единодушны: применение технологии на велотехнике гораздо перспективнее, нежели производство из нанотрубок клюшек для гольфа и бейсбольных бит для состоятельных любителей спорта. Пока, к сожалению, другого практического применения новый материал не нашёл.

Будет ли востребовано изобретение сибиряков на российском рынке, придут ли технологии в другие отрасли, покажет время.